Германская медицина славится новейшим оборудованием, высококвалифицированными врачами, использованием последних научных достижений в диагностике, лечении и реабилитации.
Ее изучением «изнутри» вот уже три года занимается наш земляк Станислав Генрих - доктор наук, хорошо известный в медицинских кругах Краснодара.Во время своего короткого отпуска на родине он встретился с нашим журналистом и рассказал о некоторых особенностях немецкого здравоохранения, а также поделился впечатлениями от увиденного в кубанском здравоохранении.
- Станислав Робертович, вы сделали хорошую карьеру на Кубани: были заместителем главного врача по хирургии краевой клинической больницы № 1 им. проф. С. В. Очаповского, начмедом краевого онкодиспансера, заведующим хирургическим отделением в горбольнице № 2 «КМЛДО». Но в 2010 году вдруг все оставили и уехали работать в небольшую клинику в Гамбурге. Почему?
- В Кубанском мединституте в 80-е годы прошлого столетия училось много студентов из ГДР, мы активно общались. По окончании вуза наши пути разошлись, но связь осталась. Мои бывшие однокашники - ныне врачи в германских клиниках - и предложили мне познакомиться с немецкой моделью здравоохранения, освоить новации в немецкой хирургии. Я решил воспользоваться этим предложением.
- Но вы доктор медицинских наук, хирург высшей категории. Что вам еще изучать?
- Это в России я профессор, в ФРГ мои научные степени признаются только с оговоркой «рус». В Германии российский диплом о высшем образовании требует подтверждения после определенного срока работы. Почему так? Российская и немецкая системы высшего медицинского образования отличаются друг от друга. В нашей стране интернатура длится год, в Германии - пять лет. Врачебная профессия на начальном этапе становления требует более широкой специализации от претендента на статус «врач-специалист»: все разделы хирургии, ортопедия и травматология, детская хирургия, терапия и самостоятельное владение объективными методами диагностики. Профессиональная автономия - один из признаков врачебного образования. Узкая специализация - удел университетских клиник, в российской аналогии - медицинских центров. Без детализации в медицине не может быть прогресса, но очень важно, чтобы изначально узкоспециализированный врач имел системное представление не только о патологическом процессе, но и о реагировании организма пациента в целом. Это известное мнение, но для его реализации необходимы новые обучающие программы. Вот всему этому я, абдоминальный хирург, сейчас и учусь.
- Ваше «немецкое» обучение проходило на базе именитых университетских клиник Германии, можете сравнить их уровень с уровнем работы краевой клинической больницы № 1 им. проф. С. В. Очаповского - крупнейшей на Кубани?
- Я не был в этой больнице более трех лет. Перемены, которые произошли в ней за эти годы, разительны. В настоящее время в Европе наметился спад в количестве выполняемых трансплантаций, а в ККБ № 1 это направление медицины в развивается с огромной скоростью - здесь выполняется больше трансплантаций, чем в любом другом медучреждении России. Как и прежде, высок уровень торакальной хирургии. Активно внедряются принципы органосохранения при хирургическом лечении опухолей легких. Это более сложные операции с пластикой бронхов и сосудов (в день посещения больницы проводилась подобная операция), которые создают лучшие условия для компенсации дыхательной функции. За ходом операции легко следить с помощью больших мониторов, имеющихся во всех операционных, а это уникальная возможность ускорения обучения врачей и операционных сестер. Созданный на базе больницы урологический центр располагает уникальным диагностическим арсеналом для ранней диагностики функциональных и структурных изменений органов и использует самые современные способы лечения профильных заболеваний. Еще одну новацию я увидел в палате интенсивной терапии неврологического отделения - это внедрение ранней комплексной реабилитации пациентов с нарушениями мозгового кровообращения.
Я постоянно поддерживаю связь с моими коллегами, которые активно интересуются новейшими медицинскими новациями и часто посещают ведущие клиники Европы. Приобретенные знания без задержки внедряются в практику. Так что могу смело утверждать, что у краевой клинической больницы № 1 есть все условия для конкурирования с ведущими клиниками Германии. Это заслуга, прежде всего, краевой власти и лично губернатора Александра Ткачева, который понимает, что здравоохранение должно двигаться вперед, и не жалеет средств на это продвижение, и, конечно же, главного врача медучреждения Владимира Порханова. Без его инициатив больница не достигла бы таких значительных результатов.
- Лечение в ККБ № 1 для жителей Кубани бесплатное - такова политика администрации края и руководства медучреждения. В Германии, насколько мне известно, за медпомощь следует платить.
- Ежемесячно каждый житель Германии перечисляет на медстраховку (в так называемую больничную кассу) определенный процент от своей зарплаты. Например, мой взнос врача-ассистента составляет 150 евро (примерно 6000 руб.). За три года я ни разу не обратился за врачебной помощью, но эту сумму обязан вносить регулярно. Так что жителям Кубани крупно повезло - медпомощь, даже дорогостоящая высокотехнологичная, им оказывается абсолютно бесплатно.