Функция лопатки. Выделяют две основные функции: двигательную и защитную.
Двигательная функция обусловлена группами мышц, прикрепляющихся или расположенных на лопатке. Таким образом, лопатка, ключица и плечевая кость составляют плечевой пояс с единой биомеханикой плечевого сустава.

Функция лопатки
Гипсовая повязка.

Благодаря ему возможны вращательные движения в плечевом суставе, отведение и приведение плеча и поднимание руки вверх. Повреждения лопатки ограничивают эти движения к значительно снижают работоспособность.
Классификация переломов лопатки. Выделяют две группы переломов:
А — внутрисуставные.
Б — внесуставные.
В группу А включают все переломы хирургической шейки, анатомической шейки и тела лопатки, проходящие через суставную впадину.
Группу Б состввляют переломы акромиона, клювовидного отростка, переломы хирургической и анатомической шеек, не проходящие через суставную впадину, переломы тела лопатки (продольные и поперечные), такие переломы могут комбинироваться друг с другом (рис. 14, б — г). По характеру они могут быть со смещением и без смещения, осложненные и не осложненные. В зависимости от характера перелома выбирают тактику и способ лечения.
Клинико-рентгенологическая характеристика. Можно выделить две группы симптомов: 1) достоверные признаки переломов; 2) вероятные' признаки переломов.
К первой группе относятся патологическая подвижность и крепитация костных отломков. Ко второй — боль, припухлость, кровоподтеки или гематома в месте перелома, нарушение функции. Следует отметить тот факт, что достоверные признаки при переломах лопатки определяются редко в силу анатомических особенностей строения (плотное прилегание к грудной клетке, окружение мощными мышцами и значительная площадь), поэтому мы рекомендуем обратить внимание на степень выраженности вероятных признаков (особенно нарушение функции) и правильное рентгенологическое исследование. При рентгенографии иногда бывает недостаточио стандартных проекций и требуются особые укладки для получения читаемого изображения клювовидного отростка, акромиона, ости или суставной поверхности.
Рентгенографическое исследование лопатки следует производить в задней и боковой проекциях, а при выраженной деформации и некоторых патологических состояниях дополнительно выполняют рентгенограммы в аксиальной проекции. При рентгенографии в задней проекции больной лежит на спине, рука вытянута вдоль туловища; нитактную  сторону приподнимают мешками так, чтобы исследуемая лопатка прилегала к кассете, расположенной иа столе. При выполнении бокового сиимка лопатки пострадавший лежит на исследуемом боку. Конечность, согнутую в локтевом суставе, подкладывают под голову пострадавшего, если это возможно. Если руку поднять невозможно, то ее следует слегка вывести кпереди. При этих условиях на рентгенограмме виден плечевой сустав в боковой проекции. Этот снимок можно сделать при положении пациента стоя.
Симптомы при переломах различной локализации проявляются по-разному. Достаточно выражена клиническая картина переломов суставной впадины и шейки лопатки со смещением отломков, они сопровождаются гемартрозом и резко выраженными болями при малейших движениях в плечевом суставе. Такие переломы нуждаются в оперативном лечении. Переломы шейки лопатки без смещения и переломы суставной впадины по типу трещины, наоборот, бывают частой причиной диагностических ошибок и неправильного лечения. При переломах акромноиа появляются локальная болезненность и припухлость вследствие кровоизлияния, движения в плечевом суставе могут сохраняться, но вызывают боль, усиливающуюся при поднимании руки вверх. Сила боли зависит от тяжести травмы и смещения отломков. Если смещение значительное, то при пальпации (после обезболивания!) можно определить крепитацию. Переломы акромпопа часто сочетаются с переломом н вывихом акромиального конца ключицы и могут быть не диагностированы, что часто приводит к неполному лечению.
При переломах клюаоандиого отростка симптомы припухлости и кровоизлияния могут быть мало выраженнымн и потому незаметными, зато движения плечом вызывают боли вследствие сокращения короткой головки двуглавой мышцы и малой грудной мышцы, прикрепляющихся к нему и приводящих к смещению отростка книзу н медиально, на что следует обратить внимание при изучении рентгенограмм.
Переломы тела и ости лопатки сопровождаются локальной болезненностью, кровоизлиянием в месте перелома, могут осложняться межреберной невралгией и легочной симптоматикой, ограничением дыхания, кашлем.